О Божественной Литургии
Мерцание огоньков от свечей и лампад под молитвы и церковные песнопения, кадильное благоухание, растапливающее сердца, свет образов, теплота любви и добра, вера, Бог, спасение — Божественная Литургия — чудо и великая тайна!
Еще до начала службы в храме начинается жизнь — кто-то забредет, чтобы поставить свечку, кто-то зайдет помолиться перед иконой, а в это время, в алтаре готовятся к службе церковнослужители: нужно разжечь кадило, затеплить лампады, приготовить просфоры, вино, записки, облачения…
В ветхозаветные времена молитва Богу воссылалась четыре раза в день через равные промежутки времени. Таким образом, Богу посвящалось как бы само течение человеческой жизни.
В наши дни регулярное богослужение связывается с воспоминанием самого великого, и прекрасного о чем можно помыслить: с Пришествием в мир Господа и Спасителя Иисуса Христа, Его искупительной Смертью, Воскресением и дарованием верующим во Христа благодати Святого Духа.
Вслушиваемся ли мы в слова часов? Знаем ли мы, о чем говорится во время этих небольших молитвенных последований? Можно затеплить свечу перед иконой, написать записку, но разговаривать в это время на посторонние темы совсем недопустимо.
Сможем ли мы понять настоящее значение богослужений, переносящих нас в иной мир, в присутствии Самого Бога? Необходимо осознать, что невозможно перейти в этот мир, если не пытаться очнуться от холода и отяжеления наших сердец.
Епископ Саратовский и Вольский Лонгин считает, что любовь к богослужению можно привить, научившись трудиться: «Без внутреннего духовного труда нельзя прийти в Церковь. Наше богослужение воплощает видение мира святыми Отцами в том его первоначальном облике, в котором он задуман и сотворен Богом. Святые Отцы, просветившие свое сердце, совсем по-другому, по-особому видели мир, окружающий их, и оставили свое видение нам. И если мы сможем сделать его своим, то, не будучи причастными к их подвигу, сможем пользоваться его плодами. Это то сокровище, которое оставлено нам – литературное, музыкальное, эстетическое – это сокровище богопознания и боговидения».
Жаль, но чаще всего мы приходим к Богу, когда идти уже некуда, когда все двери закрыты, а до этого момента живем так, словно спим наяву, но никогда не поздно проснуться и получить радость пробуждения и Божью благодать.
Статья прихожанки Храма Иконы Божией Матери «Спорительница Хлебов» Дианы Степанян